Поиск по этому блогу

22 сентября 2016

От 6 до 12 месяцев с малышом

декабрь 2015 -  май 2016


Кто говорил, дальше будет легче? У меня это были самые сложные полгода. Привыкнуть к ползающему, бегающему, залезающему во все ящики, разваливающему и вытаскивающему все, отказывающемуся есть и спать малышу было нелегко. Но и это время быстро прошло, сейчас легче и очень весело. Эти шесть месяцев я была уставшая, очень мало успевала, кажется, многому научилась, кажестя, многое поняла...

ОДЕЖДА

Все так же очень люблю леггинсы, кофточки с длинным рукавом и футболки: удобно быстро переодеть. Зимой выходили гулять в теплом комбинезоне Reima и мешке Elodie Details (о них писала в прошлом посте).


С весенним теплом появились свитшоты, худи, майки, трусики, шорты. Ох, как хорошо весной! Сложнее всего было выбрать обувь на первые шаги. Дома ребенок носился босиком – температура в комнате вполне позволяла, а когда захотел потопать своими ножками по двору, взяли ортопедические ботинки Minimen. Для холодного пола на даче советую носки с прорезиненной подошвой – отличная вещь. Весной выходили гулять в трикотажной шапочке из H&M, а потом появилась очень смешная панама (самая лучшая - на завязках и полегче).

Мои любимые бренды и магазины детской одежды: Polarn O. Pyret, Joha, Reima, Lana Care, H&M, Mothercare, Baby Gap.

ПРИКОРМ 

Прикорм начали в пять с половиной месяцев. Готовила овощные пюре, каши, печеные фрукты, протирала через сито, где нужно, добавляла сцеженное грудное молоко и оливковое масло. Быстрые детские каши у нас совсем не шли, а банки старалась особенно не использовать… но они тогда большого энтузиазма не вызывали, даже яблоко, даже банан. Из покупных продуктов были еще творожки, йогурты и кефир. С началом прикорма стали давать воду из бутылочки, потом из поильника.

Проблема была в том, что до года ребенок ел крошечными порциями, две-три ложки – и все, ни в какую. Педиатр посоветовала кормить чаще, маленькими порциями.


Совет №1 

Не париться, не истерить и не торопиться. Ребенок знает, что ему нужно. Верьте ему.

В один из самых трудных моментов (а я очень переживала, что ребенок не ест) мне попалось видео лекции Светланы Бронниковой «Мифы о детском питании». Там была такая мысль: оставьте ребенка в покое и дайте ему возможность самому решать, что и когда есть. Все мои муки как рукой сняло, когда я просто расслабилась, перестала винить себя и переживать. Я увидела, что пугаю ребенка своими страхами и нервами, и что главная проблема – в моей голове! В общем, интуитивное питание – это очень интересная тема.

Совет №2 

Хорошо изучить правила введения прикорма. Не спешите, осторожнее с аллергенными продуктами, особенно, если есть наследственная предрасположенность. Первое время пюре из одного продукта, вводить новые постепенно, осторожно.

Об этом много написано. Мне пригодилась книга Комаровского «Здоровье ребенка».

Совет №3 

Соблюдать режим и интервалы между кормлениями. С началом прикорма важно внимательнее относиться к распорядку дня и стараться кормить в определенное время. Режим – очень нужная штука! Но и тут без фанатизма.

Если кормите по требованию, очень важно не путать голод с чувством тревоги или другими переживаниями, когда малыш прикладывается к груди, например, чтобы успокоиться или уснуть. Объятия, игры, песни, а самое главное – мамино хорошее настроение помогают не хуже грудного молока. Чтобы с этим разобраться, особенно со сном, мне потребовалось время. А еще все это должно быть мирно и дружно.

Совет №4 

Не лениться. Экспериментировать, пробовать новое, учиться готовить.

Я думала, что пюре и каши – это что-то очень простое. Не знаю, у кого как, а мне пришлось повозиться и понервничать. Я не сразу нашла свои рецепты (казалось бы, что может быть проще!), не сразу освоилась со всеми кухонными приспособлениями - мультиварки, блендеры, даже сито. Пришлось кучу всего перепробовать, чтобы понять, что малышу нравится. А еще очень обидно, когда тратишь уйму сил и времени, а он ничего не ест и требует молоко. Какое было счастье, когда малыш первый раз все съел! Все-таки получилось.

Совет №5
 
Никакого насилия. Нельзя заставлять ребенка есть. Не нужно отвлекать игрушками, скакать и ходить вокруг на голове, пытаясь отвлечь и незаметно засунуть кашу в рот. Ничего хорошего из этого не получится. Не хочет, значит, не хочет. Еда – это общение, это игра, это развитие.

Очень здорово, когда получается собраться за столом всей семьей. Малыш смотрит на взрослых, пытается повторять, прислушивается к разговору, что-то сообщает на своем языке, требует внимания. Пусть он возьмет в ручку ложку (конечно, это не сразу получится), пусть возит, выкладывает и выбрасывает еду. Через какое-то время эту ложку он сам отправит в рот, через какое-то время сам потянется за кусочком отварной морковки. У нас обычно две и даже три ложки в тарелке: одной кормлю я, другими есть сын.

Совет №6 

Спокойнее, с юмором относиться к бесконечным советам с разных сторон. Советы и примеры других людей – ни в коем случае не могут быть руководством к действию или поводом для беспокойства. По большому счету, совершенно неважно, что и когда там происходит у соседского ребенка, или было у вас в детстве со слов бабушки. Все дети разные, нечего забивать себе голову ненужными тревогами. У всех все в свое время, думать нужно своей головой, смотреть на своего ребенка - он подскажет.

Один из самых частых советов, который я слышала: «Дай ему корочку хлеба. А почему вы не даете сухарики, сырую морковку?». Почему не даю? Потому что у него уже все передние зубы выросли, кусает он отлично, а жевать еще не умеет!! Это не единственная причина. Таких историй было и будет еще очень много. Каждый раз решение формируется из тысячи тысяч маленьких деталей, которые иногда так сложно объяснить в двух словах кому-то еще. Ну, просто нет и все. Назовем это материнской интуицией. Причем те, кто дает морковку или горбушку хлеба в том же возрасте, вполне возможно тоже правы, только у них совсем другая история.


Совет № 7
 
Нормальная порция. Даже, если вы знаете, что ребенок не съест больше двух чайных ложек, не ленитесь приготовить нормальную порцию. Малыш знакомится не только со вкусом еды, но еще и с запахом, цветом, текстурой. Как все это прочувствовать в трех чайных ложках пюре? Порция должна быть нормальной, тарелка - большой, еда - интересной, разнообразной, красочной.

Сын начал с аппетитом есть приблизительно в год. Мы перебрались на дачу, а там свежие ягоды, овощи и фрукты. Готовить стало одно удовольствие. В кашу добавляла землянику и малину. Готовила овощи на пару, сразу много разных, часть потом выкладывали на большую тарелку – малыш с удовольствием брал кусочки в руки, пробовал, изучал. Другую часть овощей пюрировала в блендере с мясом или рыбой и оливковым маслом, кормила из ложечки. Чаще всего мы ели вместе. Вообще, тогда я поняла, что для детского стола самое главное - свежие, хорошие овощи, фрукты из ягоды из органического сада. Никакие кулинарные книги не нужны.

Мои любимые продукты: гречневые и рисовые хлопья Nordic, замороженные овощи «Четыре сезона», детские творожки Агуша. Каши до года готовила на молочной смеси Nutrilon, разводила своим молоком, потом перешли на детское ультрапастеризованное молоко.

ПРИГОДИЛОСЬ НА КУХНЕ



Набор детской посуды. У нас в ходу обыкновенная фарфоровая посуда с веселыми картинками из мультиков. Пока ничего не разбили. В наборе чашка, глубокая и обычная тарелки. Маленький эмалированный ковшик с крышкой, а лучше два.

Сито/ погружной Блендер Braun. Самое удобное сито – из нержавейки, 9 см в диаметре. Внимание: ни в коем случае не использовать для протирания сито с покрытием, только качественная нержавеющая сталь. А еще советую взять нейлоновое для ягод, чтобы сберечь витамины. Первое время я все протирала через сито, но сейчас однозначно отдаю предпочтение блендеру.

Пароварка/мультиварка или вставка пароварка. Очень удобно и пользы больше.

Терка Tescoma Vitamino из пластика, чтобы сберечь витамины.

Ложки. Нам подарили серебряные ложки «на первый зубок», потом я еще докупила пластиковую ложку Avent, ребенку легче держать в руке, она поменьше.

Поильник Avent. Отличный вариант с силиконовым носиком, который можно менять.

Клеенка. Мой секрет порядка. Перед едой стелю на пол, под стульчиком. Взяла самую обычную «дачную» клеенку на 1 м. Все, что летит из тарелки, попадает не на пол, а на клеенку. Советую однотонную (темную или белую), без рисунка (поймете почему).

Слюнявчик. Их должно быть штук 5-6, чтобы не очень заморачиваться со стиркой. Мне больше всего понравились обыкновенные махровые, на липучке, ничего больше не нужно.

Детский стульчик. У нас был икеевский – идеально для маленькой кухни. К нему я привязывала на ленту игрушку или прорезыватели, чтобы занять ребенка, пока готовлю. Выбросит – а я за ниточку быстро обратно на стол.Чуть позже подарили стульчик Chicco polly.

УПРАВЛЕНИЕ КАПРИЗАМИ 

Если понятна причина каприза, справиться намного легче.

Причина №1 

Уставшая мама. Да, 100% нервных бзиков и «капризов» происходили у нас, когда я была уставшая, раздражительная и невыспавшаяся. Отдохнувшая мама – это генератор позитива и само спокойствие. В таком настроении любые капризы можно преодолеть, не раздражаясь, не унывая и сохраняя твердость. Помните в «Маленьком принце»: «нарисуй барашка»? Вот, если мама устала, то не то что не нарисует, а еще и изведется вся. С капризами чаще всего дело именно в том, что маме не хватает терпения, она несется, спешит, а тут нужно бросить все, остановиться и послушать.

Решение: высыпаться (как это сложно!). Отдыхать вместе с ребенком. Отдохнуть с ребенком у меня лучше всего получается на прогулке, когда он спит или спокойно сидит в коляске. Если я чувствую, что становлюсь нервной – пора собираемся гулять, нужно передохнуть.

Кстати, не только дела, но и отдых лучше планировать. Если я заранее не продумала свое свободное время (сон, душ, спорт, уборка, работа и пр.), то впадаю в какой-то ступор, не знаю, за что хвататься, не могу расслабиться – в итоге ничего полезного не делаю, время пролетает, а я только еще больше устаю.

Причина №2

Трудности перевода. Ребенок не может сказать, в чем дело. Мама всегда так дико занята, что… Не важно! Как бы занята мама ни была, первое правило – разобраться, в чем дело. Точно ли это каприз? Причина беспокойства всегда конкретная. Может он просится на горшок? Может быть он голоден? Может быть ударился как-то незаметно, пока мама отвернулась?

Решение: Чтобы правильно отреагировать на плач, нужно оторваться от всех дел и уделить время ребенку. Сейчас понимаю, что капризы вообще бывают крайне редко, чаще всего это нормальные человеческие просьбы, любопытсво или еще что-то. Нужно отвечать, объяснять, давать понять, что мама услышала, даже если не всегда может исполнить. Ну, в общем, как нормальные друзья.

Причина № 3
 
Нельзя. Сколько будет криков и слез, если забрать из рук карандаш или закрыть ящик с ложками и вилками. Как объяснить, что что-то такое классное – нельзя? К сожалению, пока никак не объяснить. Все наши логические объяснения малышу в этом возрасте совершенно непонятны: "Отобрали что-то интересное, значит, меня не любят". Пока объяснить не получится, но справиться без слез тоже можно.

Решение:

  • Предупреждать ситуацию. Не оставлять опасных предметов в досягаемости, ставить блокираторы на «опасные» ящики, не оставлять дверь открытой и так далее. Стараться так организовать пространство, чтобы не приходилось отнимать, забирать, вытаскивать и как-то еще ограничивать, доводя до слез. "Опасные штуки" в каждой семье будут свои, сами решаете. Родители устанавливают границы, немножко пытаетесь режиссировать поведение малыша, направить его энергию. Внтури этих границ - все можно. 
  • Переключать внимание. Ребенок в этом возрасте очень легко отвлекается и переключается на что-то другое. Поэтому, поймав маленькую ручку у ящика с ножами, можно сказать «это нельзя», но «пойдем я покажу тебе что-то интересное», «помоги мне что-то сделать», «давай найдем что-то» и так далее. Здесь важно опуститься к нему, чтобы не говорить сверху вниз, быть самим спокойствием. Оп, и ребенок забыл про ящик, сидит на полу и с чем-то там возится, а мама пошла дальше мыть посуду, не забыв на этот раз поставить блокиратор на ящик.
  • Помнить, что вы друзья. Не нужно говорить или поступать с ребенком, даже самым крохой так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой, важно уважать и понимать эту фантастическую энергию и стремление познавать мир. Родительское высокомерие и зазнайство никому пользы не принесут.
  • Проявлять твердость и последовательность. Если что-то нельзя, то это нельзя всегда и со всеми, не только с мамой, но и с папой, дедушкой, бабушкой. Если нужно подождать, пока мама что-то сделает, то придется подождать. Если ящик открывать нельзя, то он не открывается. Но это "нельзя" всегда можно обыграть.
Очень пригодились три лекции:
Екатерина Мурашова "Сушествует ли правильное воспитание"
Ольга Писарик "Границы в жизни ребёнка"
Тутта Ларсен "О здоровом родительском пофигизме"

ХИТРОСТИ И УЛОВКИ



  • Мешочки и коробочки. Когда нужно подождать и, например, посидеть в манеже, выдаю ребенку косметичку с кучей разных безобидных вещиц (заранее отобранных). Он будет их вытаскивать и рассматривать, а я пока за дела.
  • Зонирование. В доме я устраиваю несколько безопасных игровых зон. Когда я говорю «безопасные», я имею в виду, что там я могу предоставить ребенка самому себе. В течение дня мы переходим от одной игровой зоны к другой. Манеж, коврик с игрушками, огороженное пространство. Еще полки и ящики: например, мы открываем дверцы шкафа (они становятся стенками), и вся нижняя полка (с игрушками и книжками) в распоряжении ребенка. Я готовлю эти штуки заранее, приблизительно знаю, что ожидать от этой ситуации и на какое время это может занять ребенка. 
  • Смена деятельности. Придумывать занятия и ситуации, переходить от одного, надоевшего, к новому, интересному.
  • Делать дела вместе. Никакие игрушки так не занимают ребенка, как участие и непосредственное нахождение в центре, в самой середине взрослых дел. У меня пока не так много получается делать вместе с сыном, но и это уже очень круто. Мы вместе загружаем и разгружаем стиральную машину, готовим, протираем стол, развешиваем белье, застилаем кровать…

Комментариев нет:

Отправить комментарий