Поиск по этому блогу

10 мая 2016

Happy Pear сами о себе



Ниже текст речи Дэвида и Стивена Флиннов, основателей проекта
Happy Pear, на TED в апреле 2010 года. Два брата близнеца владеют магазином органических фруктов и овощей, рестораном и кафе (входят в 100 лучших ресторанов Ирландии), у них своя экоферма, кейтеринговая служба, собственная линейка органических продуктов и интернет-магазин. Они ведут популярный веганский youtube канал (входят в Jamie Oliver’s Food Tube family), много выступают и преподают по всему миру. Недавно вышла их новая книга “The World of The Happy Pear”, которую я точно запишу в свой wishlist (уже можно сделать предзаказ). Вся эта история происходит в Ирландии, в маленьком курортном городке Грейстоунз с населением всего 17 тыс. жителей (в сравнении с 12-миллионной Москвой). Почти каждый день в Instagram Happy Pear появляется фотография восхода солнца над морем: кто рано встает...



– Я Дэвид. Он Стивен. Мы близнецы. Восемь с половиной лет назад мы были полными раздолбаями, бегали за девчонками, гуляли, выпивали и вели типичный студенческий образ жизни. Восемь с половиной лет назад наше определение успеха было очень сильно связано с деньгами, материальными благами, мы гнались за американской мечтой. Думали, что к тридцати будем миллионерами, у нас будет много домов, собственный остров, вертолет и все в этом духе. К такой мечте мы шли. 

– Оба отучились в колледже, получили бизнес образование. И как-то решили пробежать марафон. Захотелось сделать что-то хорошее. В запасе было несколько недель на подготовку. А мы тогда пили спиртное и ели самую обыкновенную еду, какую едят все. Понятно, что это никуда не годилось, нужен был детокс. Восемь лет назад тема детокса была мало популярной. Мы полезли в интернет, собрали кое-какую информацию и начали курс: все, никаких бургеров, картошки-фри, пиццы, вместо хлопьев на завтрак – каша. Самый большой напряг – пришлось полностью отказаться от алкоголя. Все это за месяц до марафона. Справились мы отлично, сэкономили кучу денег, марафон пробежали. Пробежали красиво, результаты были хорошие. А после…  это был октябрь, подумали: «Остается всего ничего до Рождества. Может протянем?». 

– И так мы продержались до Рождества, а в конце года должна была быть встреча выпускников и большая вечеринка. Мы решили дотянуть до нее, а там уже оторваться. И вот дождались: счастливые, мы оба держим в руках по пинте пива, сейчас понесется… но за весь вечер не выпили и половины, ушли домой раньше обычного… и поняли, что что-то круто поменялось. 

– Не знаю, есть ли в зале близнецы, как мы? Вы должны понимать, что это значит, быть постоянно в тени друг друга, вас вечно путают, вы все время вместе. Мы решили, что настало время разойтись. Я уехал в Ванкувер, а Дэвид отправился в Южную Африку. Дэвид хотел стать профессиональным игроком в гольф. Правда, через три месяца понял, что ненавидит гольф. А я в Ванкуфере жил у вегетарианца. Какой странный чувак! Я спросил его: «Слушай, а можно я неделю буду есть то же, что и ты?» Круто-круто! Еда для хиппи! Я ел чечевицу, киноа, булгур и все такое. Так-так, это интересно, где тут у вас форма, чтобы записаться в клуб. В конце неделе я сделался вегетарианцем. Я Стивен Флинн, я вегетарианец. Я позвонил Дэвиду, рассказал, что стал вегетарианцем и мне понравилось. И, конечно, он тоже решил стать вегетарианцем, в ту же неделю. Мы же близнецы.

– Мы снова в одной лодке. А нам только дай посоревноваться, типичный средний класс. Сразу стали думать, что же дальше. Что дальше? Веганство! Я хочу быть веганом! Я Стивен Флинн, я экс-вегетарианец, теперь я веган!

– Веган – вегетарианец, который не ест молочные продукты. Это еще большая крайность.  

– И, например, не носит кожу, борется за права животных. Тут можно далеко пойти. И нам на этой почве хорошо башню снесло. Стивен потом решил стать сыроедом.

– Все это происходило в течение нескольких лет, когда мы путешествовали, подолгу зависали в Латинской Америке, Центральной Америке и Северной Америке. Мы изучали все, что относится к альтернативному образу жизни. Ездили на экофермы, жили в идейных сообществах (Intentional community)…  самые разные штуки делали – все вокруг темы альтернативной системы координат. Проводили время в медитативных центрах. В общем, можно сказать, что мы были в поисках истины.  

– Немного возвращаясь к теме нашего разговора, уезжали мы разочарованными раздолбаями, бабниками, регбистами, а вернулись с длинными волосами, вегетарианцами, помешанными на органическом производстве, трезвенниками, фанатами травяного чая… в общем, собрали все крайности.
Когда мы уезжали, наше понимание успеха было таким: как можно больше денег, как можно скорее – и ты победил! Вот такая идея. А вернулись с совершенно другим менталитетом. За этим обликом экстравертов были мысли о счастье, жизни, людях и единении с людьми… дружбе…Все это вместе против жадности и эгоизма. Вот такой поворот!

– Я как-то пробовал поститься. Не знаю, пробовали ли вы? Это совсем экстрим, практически голодание. Но я тогда познакомился с очень интересными вдохновляющими людьми. И вот я звоню Стивену, который тогда был далеко: «Стивен, это потрясающе, ты обязательно должен попробовать поститься». Стивен бросил все дела и неделю постился. Он тогда много всего передумал, посмотрел на всю свою жизнь, и вот тогда его посетила мысль, что в его родном городе можно было бы купить лавку овощей и фруктов, чтобы использовать ее как платформу для продвижения всего того, что мы теперь считали правильным.

– Я собирался в Штаты, но поездку отложил, чтобы заехать в наш город и поговорить с хозяином лавки. Нам удалось договориться о цене. Магазин был наш. Теперь у нас была платформа для революции в еде – под таким лозунгом мы шли.

– Мы назвали магазин «Happy Pear». Начали без бизнес-плана, без опыта в ритейле, мы почти ничего не знали об овощах. Все было очень хаотично. Мы плохо разбирались в ценообразовании. Начинали практически с нуля. Да, у нас было за плечами бизнес образование, но думали мы совершенно иначе, потому что бизнес воспринимали как инструмент для социальных преобразований. Было такое чувство, что просто нужно идти и делать, и только потом станет понятно, во что, это может превратиться.

– Мы хотели сделать место, которое бы объединяло людей вокруг темы здорового питания, которое бы вдохновляло людей делать мир вокруг счастливей, здоровее и больше думать о природе. 
– Вот так все началось. Это была самая обычная лавка фруктов и овощей. Основными нашими клиентами были пенсионеры. Но начинать революцию в еде с одними только бабушками не очень эффективно. Тогда мы решили сделать наш магазин моднее и круче. Мы запустили Джус-бар (бар свежевыжатых соков). Ошибок было много, но так или иначе наш бар открылся и стал привлекать молодую аудиторию.

– Мы думали, прежде всего, о людях, о том, как показать им позитив здорового образа жизни и продвигать такие вещи.

– Спустя шесть месяцев после открытия магазина у нас была встреча выпускников бизнес школы. Вместе с магазином нам перешел старенький красный фургон. И вот мы приезжаем на этом фургоне на нашу встречу. Ребята все крутые – кто брокер, кто топ-менеджер. Один из них спрашивает: «Стивен, а что, правда, что вы теперь овощами торгуете? Что это за история?». Стивен тогда ответил: «Да, это то, о чем мы мечтали. Ребята, живите своей мечтой». И все такие: «Какая мечта? О чем вы говорите? Вы приехали на старом фургоне и торгуете овощами.
О чем тут мечтать?».  Но в нашей системе координат все так сильно поменялось, что это действительно было то, о чем мы мечтали: просыпаться в пол четвертого, ехать на рынок, закупаться овощами, приезжать в магазин, весь день общаться с людьми. Тут очень много социального взаимодействия, очень живо. Мы строим сообщество, мы делаем то, что любим, и мотивируем людей на здоровый образ жизни.

– С огромной поддержкой от нашей семьи и местных жителей… и потому что все это мы делали не для того, чтобы заработать кучу денег, вести какую-то единоличную игру, а потому что мы стремились принести пользу людям вокруг, местному сообществу, верили, что каждый элемент нашей маленькой системы может принести им пользу,  – люди нам больше доверяли.

– Начали мы с маленького магазина и модного джус-бара. А потом здание напротив выставили на продажу. Мы купили его и решили открыть вегетарианский ресторан. Дело не в том, что в нашем маленьком городе было много вегетарианцев, нет, просто это то, что мы хотели делать, мы хотели продвигать здоровый образ жизни. Вегетарианская кухня – это лучший способ. Вкусная и здоровая еда, к которой люди не привыкли. Мы начали с кафе. У нас не было никакого опыта в ресторанном бизнесе, мы не представляли, как это работает.
Но ресторан процветает. Ему уже пять с половиной лет.

– Конечно, я не скажу, что мы попали в число 500 богатейших людей мира, что делаем больше ста миллиардов евро в год, что у нас пять тысяч счастливых сотрудников...

– Нет, у нас 30 сотрудников. Они потрясающие, все держится на них. Оборот компании более миллиона евро в год. Нам обоим за тридцать лет, и ни один из нас не миллионер, и даже ничего близкого к этому. Но то, что у нас есть – это жизнь, богатая друзьями и крепкими связями с местным сообществом.

– Кто-то мне сказал, что, если ты любишь то, что делаешь, ты не будешь работать ни дня в своей жизни. Я счастлив, что могу это подтвердить на своем примере. 99% своего времени я обожаю свою работу. Я просыпаюсь утром и меня прет от того, что впереди рабочий день. Это такая полнота, такие крутые друзья и такая насыщенная жизнь внутри сообщества. Для меня это намного большая ценность, чем личная материальная обеспеченность.

– Один наш знакомый считает, что современные люди торгуют своими телом за деньги, подразумевая работу. Он называл это современной версией проституции. Я рад, что к числу таких проституток не отношусь. Это круто!

– Наш бизнес очень сильно подвязан на жизнь местного сообщества. Мы организуем праздники, посещаем школы, учим детей делать соки, ставим спектакли. Это очень весело. И нам нравится то, что мы делаем.
– Как-то один мой друг вернулся из путешествия, абсолютно без денег, без ничего. Но буквально через два дня устроился на работу. Я спрашивал его, как тебе это удалось, мы в самой середине рецессии, а ты тут же нашел работу (что-то красить или чинить в чьих-то домах). А он ответил так: чем больше у тебя друзей, тем меньше тебе страшен экономический кризис. Я подумал, что это прекрасные слова.
– Наш бизнес как раз об этом, он очень сильно связан с местным сообществом. Мы делаем то, что приносит городу пользу, люди нам доверяют и ценят это. В самом сердце кризиса, мы продолжаем увеличивать прибыль, у нас были невероятно загруженные февраль и март.
Во всех учебниках по бизнесу пишут, что нужно быть таким упертым, уверенным в победе капиталистом, а если вы начинаете социальный проект, то обязательно обанкротитесь, или это превратится в благотворительность. Наш опыт показывает, что это не так. Если вы действительно хотите устойчивую бизнес-модель, то ваш проект должен быть полезен для каждого человека вокруг.
– Сейчас в городах народу живет намного больше, чем в деревне. В результате люди разобщены, одиноки, лишены чувства единения и ощущения жизни сообщества. Люди ищут значимых вещей, ищут то, в чем есть душа. Отсюда этот безумный интерес к Facebook. А наш бизнес сделан с душой, в нем есть это сердце, которое ищут люди.
– Это почти стадное чувство. Людям нужно примкнуть к чему-то, почувствовать себя в центре чего-то общего. Здесь у нас люди с именами – вот Мэгги, вот Питер, – люди со своими интересами. Это не номера, купюры и безликие вещи.

– Подводя итог, хотим назвать основные уроки, которые мы получили за время нашей работы:

  1. Живите своей мечтой несмотря ни на что. Реально, вы можете завтра умереть, нужно успеть сделать то, о чем вы мечтаете.
  2. Верьте в себя и верьте в людей вокруг. Когда вы сделаете этот шаг, вы будете удивлены, как жизнь будет помогать, трудности расступаться, неожиданные люди приходить на помощь. Это просто фантастика! Да, и лучше пару раз оступиться, чем постоянно быть скептиком и сидеть на месте.
  3. Ошибки – это наши главные учителя. У нас было столько ошибок! Но мы так много узнали, столькому научились. Не бойтесь совершать ошибки. У нас не было ни бизнес-плана, ни опыта, но было столько энтузиазма, столько энергии – а это намного важнее каких-то цифр или клочков бумаги.
  4. Люди, которыми вы себя окружаете, – это самое главное. Наше дело идет только благодаря людям, которые с нами работают. Команда – это самый главный актив. То, как вы относитесь к команде, – это то, как они будут относиться к вашим клиентам. 













Комментариев нет:

Отправить комментарий