Поиск по этому блогу

19 мая 2016

Из книги Масару Ибука "После трех уже поздно"



Очень хорошая книга, советую прочитать, закрыв глаза на рекламу Бэби клуба, студии Артемия Лебедева и продукции Sony для обучения детей...


Несколько цитат Масару Ибука: 

– Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей…Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Для этого им надо все время учиться и думать. Родители должны сами выбрать метод воспитания, который кажется им наиболее убедительным. Я не имею в виду, что им следует посещать учебные заведения. Самообразования вполне достаточно. Те, кто готовят себя в учителя, не только глубоко изучают предмет, который они собираются преподавать, но также детскую психологию, возрастную, педагогику. Точно так же и мать, которая является первым и главным учителем своего ребенка, должна освоить основы педагогики, чтобы воспитывать ребенка со знанием дела.



– Важно рано сформировать стереотип мышления, который включает право на уважение к себе и чувство ответственности по отношению к обществу.

– В течение первых трех лет жизни у ребенка самый высокий потенциал к обучению. Поэтому не ждите.

– Образование и среда играют большую роль, чем наследственность.

– Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами. Главное — введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя»… Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев. Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым… Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка разной информацией, научить читать и писать. Гораздо важнее развивать способность рассуждать, оценивать, воспринимать.

– Способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни.

– Каждый ребенок может учиться хорошо, все зависит от метода обучения.

– Я убежден, что традиционное представление, что арифметика проста, а алгебра трудна, - это еще одно заблуждение взрослых о возможностях детей. Мозг ребенка легко может воспринять логику теории множеств, что является началом для понимания основ алгебры.

– Воспитывать и приучать ребенка к дисциплине нужно пока ему еще нет года.

– Именно в первые годы жизни ребенка необходимо чаще бывать с ним и ненавязчиво и мягко предлагать различные занятия, а когда он начинает развиваться и подрастать, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление…

Главный принцип метода доктора Сузуки — вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение — худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, — пробудить интерес.

Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей — подготовить ребенка к обучению…Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы.

– Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка… Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Ребенок запоминает только то, что ему интересно…

– Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным.

– Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает.

– Чаще берите ребенка на руки. Общение ребенка с матерью, особенно тактильное, очень важно для его умственного развития…Мама, которая целый день находится рядом со своим ребенком или держит его на руках, дает ему полную возможность для развития его характера. Это влияет не только на умственное развитие, но и на развитие чувств…Однако малыш еще больше выиграет, если имеет физический контакт не только с мамой, папой, братьями и сестрами, но и с другими детьми. Это стимулирует его ум, развивает чувство соревновательности, общительность, желание быть первым.

– Общаясь с детьми нужно избавляться от предвзятых мнений и стараться видеть мир так, как видят дети.

– Ребенок, у мамы которого нет слуха, тоже вырастет без слуха. Отсутствие слуха не передается по наследству, но во многом является копированием музыкальных привычек родителей.

– Никогда не игнорируйте плач ребенка. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать.

– Ребенка лучше похвалить, чем наказать. И похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

– Самое лучшее для раннего развития создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома

– Нервозность родителей заразна…Нужно быть осмотрительным в своем поведении, чтобы не передать детям свои недостатки.

– Чем больше детей в семье, тем лучше они учатся общаться друг с другом. Общение детей между собой нужно поощрять. Малыш, лишенный общения, вырастает отсталым по уму и трудным по характеру. Очень важно, чтобы мамы старались чаще собираться вместе.

– То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.

– Ссор без причины не бывает… Ссоры развивают у ребенка навыки общения… Вмешиваться в ссоры детей – значит, помешать развитию инстинкта жить в коллективе…У детей своя логика, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места взрослой логике. Если вы будете рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, — плохой, ваш ребенок только замкнется в себе и обозлится. Ссоры — это первый урок жизни в коллективе.

– Злоба и зависть у ребенка – это выражение бессилия.

– Способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию.

– Даже час занятий в день приводит к удивительным результатам.

– Ребенка надо хвалить, а не ругать.

– Профессор Токийского университета Тошио Ямашита, специалист по детской психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:

1) физическое состояние, вызванное болезнью;
2) голод или усталость;
3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;
4) недостаток физических упражнений и, как результат, накопившаяся неизрасходованная энергия;
5) желание настоять на своем;
6) подражание раздражительным родителям.

Из этого списка видно, что причины раздражительности ребенка нужно искать в его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым… Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину расстройства, а не подавлять его.

– Не высмеивайте ребенка, тем более на публике.

– Неправильное питание вырабатывает неправильные привычки на всю жизнь. Если вы предлагаете своему ребенку одну и ту же пищу изо дня в день, его вкусы не разовьются и он будет отказываться от всякой новой пищи… очень важно, чтобы он получал удовольствие от еды, и чтобы еда была как можно более разнообразной. Я бы давал ребенку самое вкусное, чтобы у него вырабатывалось правильное отношение к еде, и пусть родители, если необходимо, доедают то, что не очень, вкусно. Большое внимание следует уделять разным специям и добавкам к пище, чтобы он узнал как можно больше вкусовых ощущений.

– Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем возрасте.

– Совершенный слух нельзя развить у взрослого, но можно у ребенка, если дать ему правильное музыкальное образование.

– Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания. Тот, кто выработал в себе высокую степень концентрации внимания, обладает огромными преимуществами.

– Окружайте ребенка лучшим, что у вас есть.

– Не нужно давать ребенку только книги с примитивными картинками.

– Ребенок великий имитатор.

– Дети – зеркало взрослых.

– Успехи в одном деле дают уверенность в других делах.

– Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что ребенок делает руками, развивает творческие способности.

– Стандартный лист бумаги, стандартны человек.

– Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Лучше иметь несколько, но полезных игрушек… Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка.

– Не стоит убирать все, что может причинить вред ребенку.

– У ребенка свое представление о порядке. Если он всегда находит один и тот же предмет на одном и том же месте, это оказывает на него положительное воздействие, как и в случаях с усвоением других навыков. Дети гораздо чувствительнее к любым изменениям.

– Предоставьте ребенку наблюдательный пункт.

– Книжки не только для чтения, а кубики не только для складывания.

– Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка

– Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта…Детям полезна ходьба

– Для ребенка работа и игра – это одно и то же.




Комментариев нет:

Отправить комментарий