Поиск по этому блогу

03 июня 2015

Как построить свое дело "с нуля"

Александра Линд – сооснователь семейного производства натуральной экологической косметики LIND’s. Вместе с мужем они делают мыло «с нуля» ручной работы, уходовую косметику, экологические средства для уборки дома и даже парфюмерию. Александра рассказала Homemade о том, почему решила бросить интересную, хорошо оплачиваемую работу и начать собственное дело, а еще о том, как она выбирает самые натуральные ингредиенты для своих продуктов. 

 



– Название LIND's от вашей фамилии, верно? 

– Да, название от нашей с мужем фамилии. Но дело не только в этом. Это эстонская фамилия – Lind переводится как «птичка». Это слово есть и в шведском языке, и в немецком, и еще в нескольких. В немецком, например, оно означает «теплый», «нежный», «приятный». В общем, все значения очень добрые и близкие к природе. В какой-то момент, когда мы думали, как назвать все то, чем занимаемся, муж сказал: «Давай назовем LIND’s». У меня изначально была другая идея, и я очень долго сопротивлялась, но потом согласилась: «Ладно, пусть будет так». И я рада, что тогда его послушала. Это вообще самое удачное название и, по-моему, настолько органично подходит к нашему семейному производству, что лучше придумать невозможно. Так логотипом нашего бренда стала птичка.



– Трудно заниматься семейным бизнесом? Есть ли какие-то специфические сложности, когда работаешь с близкими людьми?

– На самом деле, да, семейный бизнес вести гораздо сложнее, чем бизнес в обычном его понимании. Я была начальником много лет. У меня выработался довольно жесткий стиль руководства: когда мне что-то не нравится, я честно и прямо говорю. Мне повезло – все люди в моем подчинении были умные и сразу меня понимали. Или, наоборот, я очень по-доброму общаюсь с сотрудником, который делает свою работу прекрасно.

С мужем, да и вообще в любом семейном бизнесе, все гораздо сложнее. Здесь нужно понимать, что любое слово… Допустим, ему или мне что-то не нравится, – высказаться не всегда удобно, иногда приходится искать слова, чтобы не обидеть, потому что, когда работаешь в семейном деле, ты часто выкладываешься сам, это какие-то личные стремления, твоя душа. Когда говорят, что здесь ты не прав, – это может сильно задеть. Когда ты просто ходишь на работу, такого обычно не происходит. В общем, в семейном бизнесе все намного сложнее, потому что здесь очень много личностного отношения. А еще вы вместе 24 часа в сутки: здесь нужно искать гармонию между домашними делами и работой, расставлять приоритеты и самому себя очень часто вводить в рабочий режим, или заставлять не расслабляться мужа, или что бы он как-то одергивал меня – «Иди работать, хватит бездельничать!» (Смеется). Есть свои сложности.

– Как вообще все начиналось? 

– Я помню этот день. Вообще, надо оговориться, что различными растительными маслами, эфирными маслами, я увлекалась с детства. Я выросла на природе, на Кавказе, на берегу Черного моря. Все это мне всегда было близко. Но это было даже не хобби, а что-то такое, что всегда было на заднем плане, например, как то, что нужно капнуть эфирным маслом, когда болит горло и так далее. А как началось все то, что есть сейчас? Я помню, что в какой-то момент стала интересоваться экологически чистой косметикой: чем она отличается от промышленной; действительно ли стоит платить такие деньги, например, за органическое молочко для снятия макияжа; и, вообще, не врут ли нам производители? Потом мне вдруг пришла в голову идея: а можно ли самой дома сварить мыло? Я стала искать по разным форумам и увидела, что мыло вполне успешно можно делать дома, многие этим занимаются, есть несколько разных способов домашнего мыловарения. Помню, как позвонила мужу и сказала: «Слушай, ты не против, если мы сегодня вечером попробуем дома сварить мыло?». Он ответил: «Ну, ладно, давай попробуем». Я съездила в магазин, купила мыльную основу – мы тогда делали первый эксперимент именно с ней. И вот тогда все пошло-поехало. Буквально через три-четыре дня я случайно рассказала о своей идее, о том, что мы дома сварили мыло, хорошей знакомой, владелице цветочного магазина, и она предложила: «А давайте вы свое мыло будете приносить нам на реализацию». В тот момент мы поняли, что это не только интересно, но еще и может приносить доход. С этого, наверное, все и началось.


– То есть на самом деле это был кардинальный переход для вас обоих, когда вдруг увлечение стало еще и собственным делом? 

– Да, действительно так. Естественно, сначала мы делали все это по вечерам, потом относили в цветочный магазин. Конечно, с тех пор очень многое изменилось, например, мы давно уже не варим мыло из основы. Но это отдельная история… На тот момент мы оба занимались совсем другими вещами. Мой муж занимался книжным бизнесом, причем очень необычным – религиозной литературой. Это действительно была очень интересная, совершенно необычная работа: приходилось много ездить по церквям и храмам, общаться с интересными, вдохновленными и очень культурными людьми. Муж даже иногда переживает, что, может быть, зря все это оставил, потому что такого больше ни в одной другой стране, кроме нашей, найти нельзя. А я занималась авиацией на протяжении многих лет, авиацией в довольно сложном ее проявлении – управлением чрезвычайными ситуациями, авиационным страхованием и управлением авиакатастрофами.

– Да, кардинальный переход… 

– Абсолютно. Еще лет восемь назад, я помню, как мы выезжали на места авиакатастроф, как мы занимались различными сложными проблемами. Очень эмоционально напряженная работа. И конечно, знакомые, которые неожиданно узнают, что я стала заниматься совсем другими вещами, широко открывают глаза и говорят: «Как? Как так?». Произошел действительно кардинальный переход. Но я до сих пор обожаю самолеты, стараюсь быть в курсе событий, всегда читаю авиационные новости. Но так произошло, что я поняла, что хочется строить что-то свое, что-то необычное, новое, то, к чему Россия еще не привыкла, и, наверное, приучать людей к здоровому образу жизни.

– Вы появились как компания LIND’s около двух лет назад? 

– Фактически да, где-то два года назад мы начали развивать это как собственный бизнес. Сначала это было просто для себя, плюс какое-то время мы сотрудничали с цветочным магазином. Потом был период, когда мы стали делать это для родителей, для друзей, потом для друзей друзей… и заметили, что спрос большой. Тогда мы превратились в семейную компанию, создали свой логотип, позже появился сайт и так далее.

– Вы по-прежнему справляетесь вдвоем или штат уже больше? 

– Сейчас нас уже трое. У нас появилась еще одна сотрудница. Она, кстати, молодая мама и сама активно пользуется нашей натуральной продукцией. Большую часть времени она, конечно, с ребенком, но нам было очень важно найти человека, который мог бы нам помогать в свободном графике… Сейчас она занимается ведением группы Вконтакте, у нее есть собственный круг тех, кому она продает и передает заказы, она работает с косметологами, которые занимаются реализацией наших продуктов, плюс она помогает на выставках, иногда помогает просто советом.

– Как распределяются обязанности? 

– Я заведую ингредиентами и отвечаю за творческую составляющую. Муж заведует столярным цехом и деревообработкой, а также является основным критиком и редактором идей. Не так давно мы закупили оборудование для деревообработки и теперь также делаем собственные стенды, столы для выставок, мыльницы и другие вещи.

– Все началось с мыла, а сегодня это еще и различные натуральные косметические продукты? Линейка стала намного шире? 

– Да, как я говорила, мы начинали с мыла, с мыла из основы. И, действительно, поняли, что оно лучше, чем промышленное. Но в какой-то момент полностью от него отказались, потому что все равно мыло из основы – это химический продукт. То есть добавление в него половины столовой ложки оливкового масла не делает его натуральным, к сожалению. И мы стали варить мыло «с нуля»: классические рецепты – Алеппское мыло, Кастильское мыло, а еще свои собственные, очень необычные, очень красивые рецепты и ароматы. Также мы начали делать различную косметику на основе мягкого мыла – бельди, его еще называют калийным мылом (это то же мыло, но только в мягкой форме, работает, например, как гель для душа, как такое мягкое вещество). Мы стали на нем делать различные скрабы, пены для ванн. Но это в основном небольшие лимитированные коллекции. Постоянная линейка – это мыло и натуральные шампуни, тоже в твердой форме (в чем-то это новый продукт для российского рынка). Сейчас мы делаем и свои духи, и различные хозяйственные средства – от хозяйственного мыла и порошка до мягких паст для ухода за домом. Сейчас я работаю над линейкой убтанов – это порошкообразные смеси для очищения лица и тела. Еще мы задумались о том, чтобы делать свой чай, но пока по ряду причин этот проект отложили. Наша линейка сегодня состоит в основном из уходовой косметики. Что будет дальше – посмотрим. Может быть, будет и свой чай, и свой шоколад… но это уже совсем огромные планы.


– А как вы выбираете ингредиенты? 

– Первое, что я делаю, я смотрю, насколько этот ингредиент натуральный. Естественно, никаких красителей, химических основ, различных отдушек – я их не приветствую никогда. Единственное, на что я могу закрыть глаза, – это ароматизаторы. При этом всегда, когда есть возможность заменить аромат натуральным запахом, каким-либо экстрактом, абсолютом, эфирным маслом, эссенцией, – я всегда заменяю. Если такой возможности нет, я использую ароматизаторы, но, конечно, в составе мы обязательно это указываем. При этом все остальные ингредиенты полностью натуральные, а ароматизаторы никакого вреда для кожи не несут.

Второе, на что я смотрю, – как добывается этот ингредиент. Я приветствую в первую очередь те ингредиенты, которые добываются максимально ручным способом. Как пример, я очень люблю масло Ши, которое производится обычно вручную. Его делают, например, в Гане, в Кот-д’Ивуар. 90% рынка – это Африка, плюс есть несколько европейских производителей. Мы закупаем масло Ши у одного немецкого концерна, оно полностью натуральное. Также я не использую, например, рапсовое масло или некоторые сорта пальмового масла, потому что знаю, что их добывают чаще всего жесткими химическими путями. Во-первых, я жалею природу и считаю, что не стоит плодить так много химии, она же должна потом землей как-то перерабатываться – остатки после производства масел. Во-вторых, химические способы добычи масел – это не то, что приветствует экологически чистая натуральная косметика.

И третий аспект того, как мы выбираем ингредиенты: если честно, я просто обожаю необычные сочетания. Чем отличается наша марка? Вы можете найти у нас классическое хвойное мыло, но вы ни у кого другого не найдете хвойного мыла, сваренного, например, на итальянском ликере или на виноградной граппе. Даже в Италии этого не делают. Я очень люблю красивые ингредиенты, но обязательно те, которые приносят пользу нашей коже и нашему организму. Так в наших скрабах, например, появляются семена киноа, или мы варим мыло на хлопьях банана, или с добавлением абсолюта табака, или, например, мы делаем бельди на красном вине. Это необычно, действительно красиво, и ощущения потрясающие.




– Что дает вдохновение? Откуда такие идеи? Это что-то из детства, вдохновение Кавказа, Черного моря, трав, масел? 

– Изначально – да. Я часто вспоминаю свою прабабушку, гречанку, которая мне рассказывала о разных травах и их свойствах, приносила попробовать что-то необычное, например, кашу из крапивы. Вспоминаю, как она показывала мне голубую греческую настойку и объясняла, как она изготовлена, или рассказывала, чем оливковое масло отличается от подсолнечного, почему греческое оливковое масло ценится больше всего. Да, изначально это вдохновение, которое ко мне пришло именно из детства.

Но сейчас огромное вдохновение приносят люди, которые потом пишут, звонят, говорят: «Вы производите такие классные вещи, не хочется вылезать из душа» или «У меня была экзема, после вашего мыла все стало постепенно проходить». Когда ты видишь тепло и благодарность твоих клиентов-покупателей, понимаешь, что останавливаться нельзя, что это важно, что это действительно благодарный труд. Вдохновляют в первую очередь люди.

– Ваш любимый продукт?

– Меня часто спрашивают об этом. У меня есть продукт, который я просто обожаю, – Алеппское мыло. Это самое древнее мыло в мире, у него очень богатая история. И когда у нас появилась возможность производить его самостоятельно в нашей мастерской, когда мы его достали из формы… это было потрясающее чувство. Плюс очень приятно слышать восторженные отзывы наших клиентов, которые им пользовались. Алеппское мыло – это то, к чему я отношусь с самым большим уважением, с самой большой благодарностью, если так можно сказать про неодушевленный предмет.

И, наверное, еще один любимый продукт – мыло Valpolicella, сваренное на итальянском вине сорта Valpolicella с добавлением нерафинированного масла какао. Это невероятный аромат шоколада с нотками винограда, глубокий, красивый. Это мое самое любимое мыло, сделанное полностью по нашему рецепту.



– Есть ли у вас секрет того, как все успевать? 

– Я могу сказать честно – нет. И самое главное, мне кажется, что мы ничего не успеваем. Я часто вспоминаю ответы на этот вопрос различных очень занятых людей, бизнесменов, звезд кино и телевидения, которые говорят: «Да, конечно, у меня есть свой секрет. Я утром делаю это, потом делаю то, выхожу в сад, вдыхаю аромат роз, потом готовлю обед, потом занимаюсь своим бизнесом, общаюсь с детьми и ложусь спать в девять часов вечера». Мне кажется, что это искреннее и очень добродушное вранье (Смеется). Мой день начинается в шесть утра, когда меня будит кот, потом я пытаюсь доспать до девяти часов, потом бегу готовить мужу завтрак, потом иду в мастерскую собирать заказы клиентам, потом пытаюсь что-то придумать новое, иногда я даже успеваю это что-то новое сделать, все это время звонят разные люди, задают вопросы, потом я пытаюсь состыковать расписание, договориться с помощницей, когда она приедет ко мне… заканчивается это все в четвертом часу ночи. При этом планы постоянно меняются. И в какой-то момент создается, наверное, впечатление, что я ничего не успеваю. Хотя проходит месяц за месяцем, и я вижу, что удается сделать все больше, пожалуй, день структурируется все лучше, и я все больше нахожу возможностей как-то гармонично все это сочетать – дела по дому, работу, друзей и время на саму себя. Все сумбурно, но, может быть, это и классно!

– О чем мечтаете? Какие планы на будущее? 

– Мечтаний и планов, конечно, много. Сейчас из ближайших дел: найти магазины, которые возьмут нашу продукцию к себе. У нас, к сожалению, физически не хватает рук, чтобы обслуживать заказы, которые приходят на наш сайт и на Ярмарку Мастеров, плюс участвовать в различных выставках. Переговоры уже идут, и я надеюсь, что в ближайшие несколько месяцев нашу косметику можно будет найти уже где-то в городе. Еще мы планируем развить линейку собственных шампуней, сделать для них красивую упаковку, над которой сейчас работаем. Я надеюсь, что это тоже получится осуществить в ближайшие два-три месяца.

А вот долгосрочные планы – это сделать из нашего бизнеса частную, очень добрую и очень душевную мастерскую, какую можно найти, например, во Франции или в Италии. Это собственное небольшое производство, куда вы можете прийти, посмотреть, где вы можете найти что-то необычное, выпить кофе с хозяином, а хозяйка угостит вас домашними булочками. Идея именно такая – сделать добродушное и очень человечное производство, свое небольшое предприятие в стиле Прованса, в стиле маленькой Италии.

Будем к этому стремиться!









Заглянуть к Lind’s
Оставить заказ на Ярмарке Мастеров
Фото: Lind’s для Homemade
Текст: Taja_mi


____________________________________________________________________
Присоединяйтесь к моей группе Вконтакте

Комментариев нет:

Отправить комментарий