Говоря о раннем развитии ребенка, имеют в виду создание таких условий (развивающей среды), в которых малыш может полностью и своевременно реализовать свои способности. Иными словами, что ребенок будет развиваться не раньше соседского мальчика или девочки, а раньше, чем развивался бы он сам, если бы с ним не занимались.
Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а скорее своевременное, и что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор.
Проблема в том, что под ранним развитием многие понимает интенсивную стимуляцию интеллекта малыша. Поэтому нередко родители во что бы то ни стало стремятся добиться от ребенка ощутимого результата. К чему это приводит? Можно посмотреть несколько историй из практики детского психолога Екатерины Мурашовой:
- В чем опасность раннего развития
- Кому завидуют одаренные дети
- О ранней детской одаренности
- Дар божий или проклятие?
Б.П. и Л.А. Никитины отмечают три основных принципа своей системы воспитания:
- создание благоприятных условий для физического и умственного развития детей (в том числе легкая одежда и спортивная обстановка в доме, множество развивающих пособий и игр)
- свобода творчества детей в занятиях
- родительское неравнодушие
Интересная точка зрения о раннем развитии приводится в книге Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой». Она говорит о том, что, в отличие от американцев, французские родители не стремятся к микроменеджменту развития способностей своих детей с самого рождения, то есть не пытаются изо всех сил сделать так, чтобы ребенок проходил этапы интеллектуального формирования с опережением: раньше начал говорить, раньше научился читать, писать, считать, рисовать, писать стихи… время ребенка должно быть максимально заполнено развивающими занятиями и играми. Причина этой гонки часто связана с соревновательным элементом в отношениях с другими родителями, стремлением доказать, что «наш ребенок особенный, гениальный».
Французская философия воспитания строится на принципе свободы (с рядом ограничений, "cadre") – это время и среда для естественного развития способностей ребенка.
Дошкольный период – период «открытия» и «пробуждения», который должен проходить в радости и беззаботности. Именно этот период во многом определяет будущее развитие ребенка, и тот запас энергии, и то чувство собственного достоинства, уверенности, и ту мотивацию к познанию мира, которые он возьмет с собой в дальнейшую жизнь.
Из интервью с художником, режиссером и мастером Резо Габриадзе о его детстве: «Вот я сейчас вспомнил. Тогда была эпоха немногих кастрюль, и у бабушки были две кастрюли и одна крышка. О, эта крышка! Какое счастье доставила она мне в детстве! Эта крышка была рулем машины, на которой я путешествовал вокруг дома. Дворик — приблизительно десять квадратных метров. С тех пор я облетел мир, но такого полного пространства мира, какой был в этих десяти квадратных метрах, я не ощущал».
Мария Монтессори в своих работах неоднократно говорит о необходимости самостоятельного выбора ребенка, свободы деятельности и исследования мира, а также о необходимости создавать для его развития специальную среду, наиболее соответствующую его потребностям. Она требовала одного - предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе.
Базовые принципы системы Монтессори - свобода, самостоятельность, уважение к другим людям и среде, окружающей ребенка, отсутствие соревновательности и оценок.
Но не становятся ли развивающие материалы и сами стены Монтессори-школ определенными ограничителями естественного развития? Действительно ли они дают максимум возможностей? Резо Габриадзе для кругосветного путешествия понадобилась всего только крышка от бабушкиной кастрюли.
В общем, для меня развитие ребенка было и остается чудом, о которое разбиваются все теории, схемы и системы. Многое происходит не благодаря, а, скорее, вопреки условиям.
Какие жизненные принципы станут определяющими для малыша? Что он выберет? Какие интересы и увлечения приобретет?
Среда (книги, игрушки, спортивные снаряды, упражнения и пр.), безусловно, играет огромную роль в формировании личности. Но в еще большей степени развитие ребенка зависит от общения с теми людьми, которые его окружают. Что они расскажут ему? Какие уроки преподнесут?
В заключение хочу привести отрывок из истории о детстве физика и инженера Николы Тесла:
"Окончив в 1845 году духовную семинарию, Милутин Тесла женился на Джуке Мандич. После женитьбы он получил должность капеллана греческой восточной церкви в местечке Сенью, где прожил с 1846 по 1852 год. Здесь в семье Теслы родились трое старших детей: сын Дане и две дочери - Ангелина и Милка. В 1852 году Милутин Тесла был переведен в Смиляны.
Образованный и одаренный человек, смилянский священник интересовался не столько богословием, сколько литературой, философией и естественными науками. Как и брат его Иосип, Милутин очень увлекался изучением математики и проявил в этой науке недюжинные способности. Он знал в совершенстве несколько европейских языков, много читал, любил книги и собрал большую библиотеку, содержавшую не только редкие богословские фолианты, но и прекрасно подобранную литературу по естествознанию. Таков был отец Николы Теслы. Однако не меньшее влияние на формирование характера будущего ученого оказала и его мать Джука. Это была своеобразная и очень одаренная натура. Рано лишившись матери, Джука, старшая в большой семье, должна была взять на себя все заботы о шестерых братьях и сестрах. Всю жизнь она оставалась неграмотной (на ее родине, в Грагаце, не было сербских школ, а отец Джуки не захотел отдать ее в школу, где учили на чужом языке), но рано обнаружила глубокий природный ум, художественный вкус и любовь к народному творчеству. Джука Тесла знала на память много сербских народных песен, отрывков из "Горного венца" - творения замечательного черногорского поэта Петра Негоша.
Она была также известна во всей округе своими рукоделиями, а особенно своим трудолюбием и изобретательностью. Случалось не раз, что путник, нашедший приют в одном из горных селений Хорватии, с интересом рассматривал замысловатые приспособления для различных домашних работ или замечательный ткацкий станок, на котором можно было изготавливать любые ткани - и грубые для верхней одежды и тончайшие, идущие на вышивку и рукоделия.
- Кто придумал эти приспособления? Кто изобрел такой замечательный ткацкий станок? - невольно интересовался удивленный гость. - Наша Джука, - с гордостью отвечал владелец редкостного станка, - Джука Мандич из Грагаца. Зайдите к ней, если ваш путь лежит через Грагац. Во всей округе вы не найдете мастерицу искуснее и хозяйку гостеприимнее. Она охотно покажет вам вышивки и кружева своей работы, каких не найти и на ярмарке в Загребе, да еще и споет немало песен, расскажет не одну старинную легенду.
О рукодельном мастерстве Джуки Мандич сохранилось почти легендарное свидетельство старожилов - вы услышите его и сейчас в Грагаце: руками, загрубевшими от домашней работы она могла завязать три узелка на ресничке.
Замужество и большая семья не изменили ее характера, жизнерадостного и жизнелюбивого. Материнская ласка, нежная забота и неизменная звонкая песня на всю жизнь запомнились ее детям. Но вместе с тем это была требовательная мать, воспитавшая в своих детях несгибаемую волю, настойчивость в достижении поставленной цели, благородство помыслов и желаний.
В такой обстановке вырос Никола Тесла. Годы его детства, проведенного в незаурядной семье, среди изумительной природы, были наполнены поэзией и сказочными преданиями старины, они оставили неизгладимый след во впечатлительной душе будущего ученого. Не раз впоследствии воспоминания детства, картины мирной жизни гордого, свободолюбивого, мужественного народа, с исключительной стойкостью переносившего все превратности истории, вдохновляли Николу Теслу и помогали ему в преодолении возникавших трудностей.
Семья воспитала в нем самое денное - любовь к людям, к их труду, гуманизм в самом высоком значении этого слова.
Еще в раннем детстве, прежде чем он пошел в начальную школу, родные заметили, что Никола обладает необычайно живым воображением. Мальчик очень много читал, увлекался поэзией и музыкой. Достаточно было ему прочитать или услышать что-либо, как перед его глазами мгновенно воссоздавалась живая картина прочитанного или услышанного.
Богатая природная фантазия была еще больше развита рассказами матери, легендами и народными песнями, наполненными, казалось, несбыточными мечтами об облегчении труда простых людей. И уже в те детские, а особенно в юношеские годы Никола Тесла поставил своею целью поиски путей облегчения жизни простого человека.
"Неужели люди должны весь век трудиться так тяжело? - думал он, глядя на изнуренных крестьян. - Нет, я должен построить такую машину, которая будет сама работать, а человек лишь присматривать за ней!"
__________________________________________________________________________
Присоединяйтесь к моей группе Вконтакте
Комментариев нет:
Отправить комментарий