Поиск по этому блогу

30 апреля 2015

Монтессори-материалы

"Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", - говорила М. Монтессори. 

 

В этой теме попробую собрать примеры наиболее распространенных Монтессори-материалов и упражнений, которые используются как в школах, так и дома.

Основные направления: зона практической жизни, зона сенсорного развития, языковая, математическая, географическая, естественнонаучная зоны, а также зона музыки, искусства, танцев, работы по дереву и другие.

Среда вокруг ребенка должна быть обставлена средствами развития, а сам ребенок должен получить свободу самому развиваться при их помощи. Тогда он сам произведет свой выбор и проделает с учебным материалом как раз те упражнения, которых шаг за шагом требует его умственное развитие.

Материалы устроены таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Взрослым не нужно указывать на промахи детей. Их самоуважение не ущемляется, они осваивают материалы, понимая взаимосвязи между ними, вступают в мир человеческой культуры, воспринимают опыт предшествующих поколений.

Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждается любовь к учению и формируются мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности.

Взрослый вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Ребенок обращается к нему как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний удивительно глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества.

Индивидуальность обучения заключается в создаваемой подготовительной среде, где дидактический материал выбирает не учитель, а сам ребенок. Индивидуальное обучение основано на свободе выбора ребенка.

Фотографии взяты со страниц Монтессори-школ, а также многочисленных блогов, рассказывающих о домашнем Монтессори-воспитании.

УПРАЖНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ 

Зона практической жизни - имеет особенное значение для маленьких детей (2,5-3,5 лет). Это материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Дети учатся двигаться, ни на что не натыкаясь, переносить предметы, не разбивая, есть, не пачкаясь, мыть руки, не обливая одежды. Они совершенствуются и получают огромную радость от серьезной работы. Все материалы для упражнений в практической жизни способствуют развитию мелкой моторики ребенка.

Примеры:
  • Переливание из одного сосуда в другой
  • Пересыпание с помощью ложки
  • Рамки с застежками
  • Чистка ботинок
  • Уборка пыли, мусора со стола
  • Полировка металлических предметов
  • Оранжировка цветов
  • И др.




















УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 

Эти материалы помогают расширить возможности детей в проявлении и развитии двигательной активности, тренировке в овладении своим телом, а также помогают укрепить их здоровье, например, в комплексе с программой закаливания водой, солнцем, воздухом, фитотерапией, босохождением.

Самостоятельное выполнение уже таких обыденных житейских актов, как одевание, раздевание, ношение различных предметов, спонтанно упражняет ребенка в движениях. Не меньшее значение имеют висы, прыжки, вращения, качения, катание, равновесие. В своих работах М.Монтессори приводила примеры таких физкультурных снарядов, как заборчик, трамплин, качели, веревочка, круглая лесенка, ступеньки с площадкой, веревочные лесенки.

Примеры:
  • Комплекс В.Скрипалева (состоит из систем перекладин, лестниц, резиновых лиан, качелей, горок и прочих легких сооружений).
  • Балансировочная доска
  • Гимнастический мат
  • Среда для пребывания и упражнений ребенка в воде: бассейн, большая ванна, душевой уголок.
  • Велосипеды, самокаты, санки, лыжи и пр.
  • Детские площадки на улице
  • И др.








    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВ

    Выполняя эти упражнения, ребенок познает окружающий мир через сенсорику, утончение чувств. Каждый из Монтессори-материалов рассчитан на развитие прежде всего одного изолированного чувства, но косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький - большой, тихий - громкий, гладкий - шершавый. Ребенок фиксирует контраст, градуирует, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, то есть производит сложную работу интеллекта - анализ и синтез.

    В результате года работы с сенсорным материалом в специально организованной развивающей среде дети 2,5-5,5 лет приобретают следующие понятия и навыки: собирают предметы по принципу увеличения - уменьшения (понятия "большой - средний - маленький", "толстый - тонкий", "длинный - короткий", "высокий - низкий", "глубокий - мелкий"); подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета (называют до 16 цве-тов); различают шершавые и гладкие поверхности; подбирают предметы по степени их шершавости; определяют ткань: толстая - тонкая, грубая - нежная, рыхлая - прочная; называют наиболее простые ткани; различают ногами: шершавый - гладкий; различают шумы: громкий - тихий; подбирают пары шумов и звуков; различают звуки: высокий - низкий; способны повторить тон звуков, ритм; различают вес предметов (понятия тяжелый - легкий, тяжелее чем - легче чем); различают предметы: плоский - объемный; различают и называют объемные тела и плоские фигуры: куб, шар, призма, пирамида, конус, цилиндр, треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник, трапеция, параллело-грамм; различают: горячий - теплый - холодный, сладкий - кислый - горький - соленый; успешно работают кистью и красками, с глиной и пластилином; рисуют карандашами, фломастерами, пером; режут бумагу и ткань; прибивают гвозди, завинчивают гайки и болты; поют; дирижируют; сочиняют истории; танцуют; декламируют стихи.

    Примеры:
    • Для развития зрения: башня, блоки цилиндров, лестница, цветные таблички и др. 
    • Для развития слуха: шумящие цилиндры, "Колокольчики", погремушки, свистульки, раковины, музыкальные инструменты Л.В.Виноградова
    • Для развития осязания: дощечки «гладкий-шершавый», шершавые таблички, лоскутки и др.
    • Для развития вкуса - вкусовые стаканчики
    • Для развития термического чувства - термические бутылочки
    • Для развития обоняния - баночки с запахами
    • Для развития барического чувства - весовые таблички
    • Для развития стереогностического чувства - геометрические тела
    • Развитие пространственного мышления: "Уникуб" Б.П. Никитина, кубики «Сложи узор»
    • Развитие творческого мышления: краски, кисти, коробки с глиной и пластилином, клей, цветная и белая бумага, воск и восковые мелки, природный материал для создания орнаментов и художественных поделок
    • И др.






















    УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОДНОГО ЯЗЫКА 

    Механизм речи начинает работать раньше, чем слово обретает в голове ребенка свой смысл. Малыш чутко прислушивается к речи матери, пытается произносить отдельные звуки, затем его интересу подвергаются слоги, и только потом он начинает произносить слова.

    Как только малыш научится выделять отдельные звуки в словах, то есть совершать звуковой анализ слов, можно делать следующий шаг - знакомить его с символьными изображениями звуков - буквами.

    Материалом для упражнений в развитии речи служат разноцветные коробки с маленькими предметами, а чуть позже карточки с их изображением.

    Наблюдения показали, что с подвижным алфавитом и шершавыми буквами ребенок работает одновременно, испытывая неуемную потребность взять карандаш и писать буквы, склады, слова. М.Монтессори отмечала, что, когда ребенок пишет под диктовку, переводя в знаки звуки слов, он анализирует услышанное слово, разлагает его на отдельные звуки, переводя их в графические движения с помощью уже развитой моторики.

    Письмо служит итогом всей предварительной внутренней работы, оно возникает спонтанно и ведет по дороге высокой умственной работы. В этот же период малыш с удовольствием занимается переписыванием, сравнением письменного и печатного алфавита. Он впервые делает открытие, что многие слова пишутся не так, как произносятся и слышатся. Но письменная речь ребенка еще долго будет оставаться фонетической, лишенной грамматического написания.

    При упражнении в чтении ребенку надо облегчить понятийный процесс, особенно, когда написание слова не соответствует его слуховому восприятию. Для этого предлагается разделить весь материал для чтения на 3 части: слова, не вызывающие трудностей при чтении, т.е. те, которые читаются так же, как пишутся; слова с какой-либо трудностью при чтении (например, пишется "О", а читается "А"); самые разные слова и предложения. От механического чтения ребенок переходит к постепенному.

    В итоге работы с Монтессори-материалом и другими дидактическими пособиями для развития родного языка ребенок успешно выполняет следующие действия: аккуратно обводит и штрихует; пишет буквы мелом и карандашом; называет буквы русского алфавита; складывает слова; пишет слова и предложения; анализирует звуковой состав слова; соотносит звуки с буквами; правильно читает слова без трудностей и с трудностями языка; читает предложения; читает механически; читает постепенно, т.е. осмысленно, читает вслух и "про себя"; пересказывает прочитанное; понимает идею рассказа; пишет короткие сочинения.

    Примеры:
    • Наглядно-образное расширение словарного запаса: коробки с мелкими игрушками и карточки с их названиями, карточки «Картинка-слово»
    • Классификации предметного словаря: человек, животные, растения и др.
    • Слова, которые не могут быть представлены предметами (доброта, страх, радость, грусть и т.д.), появляются в детской речи через ситуативное рассмотрение в конкретном жизненном эпизоде
    • Игры со звуками
    • Изучение алфавита: шершавые буквы, металлические рамки и вкладыши, подвижной алфавит, печатная азбука
    • Материалы для чтения: азбука Л.Н. Толстого
    • И др. 


















    УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 

    Развитие представлений ребенка о десятичной системе происходит в три этапа:
    1. Количественный счет и образование числа в пределах десятка, цифровое изображение чисел, значение 0 (нуля). 
    2. Построение десятичной системы в конкретном ("золотой материал") и цифровом выражении, запись цифр, выполнение сложения, вычитания, умножения, деления на "золотом материале".
    3. Работа с большими числами. Счет на цепочках, квадратные и кубические числа, выполнение 4 действий с помощью арифметических таблиц. Для этого существует ряд материалов, помогающих ребенку освоить нумерацию и счет от 10 до 19 и от 10 до 99 и оперировать этими числами.
    Основным принципом предъявления ребенку математических материалов является принцип восхождения от конкретного к абстрактному и их сравнение. Все действия проигрываются сначала через руку, в бусинах или марках, затем зрительно фиксируются их символы - цифры на карточках, а следом происходит сравнение чисел и цифр (бусин и карт).

    Работая с математическим материалом, ребенок учится выстраивать ряд от 1 до 10; узнает цифры 1-10, 11-99; различает количества, четные и нечетные числа; выстраивает и читает десятичную систему в бусинах и в цифрах; определяет десятки, сотни, тысячи; записывает цифровые задания; выполняет сложение, вычитание, умножение и деление на золотом материале; производит вычисления с помощью цепочек и таблиц.

    Примеры:
    • Цифры из фетра, шершавые цифры на зеленом картоне, игра на запоминание цифр и развитие памяти
    • Красно-синие штанги и таблички с цифрами: дают возможность ребенку выполнять арифметические действия в пределах десятка и решать нетрудные примеры
    • "Веретена": изучение количественных числительных, а также понимание, что число состоит из отдельных единиц
    • «Золотой материал»: дети строят на ковриках десятичную систему и производят исчисления: складывают, вычитают, умножают и делят
    • И др.
    Видеообзор математических Монтессори-материалов.
     








    КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 

    Программа предусматривает ознакомление с живой и неживой природой, с обитателями леса, воды, воздуха, с классификацией растений, животных, с их строением и процессами рождения, развития и смерти.

    Через активную творческую деятельность детям дается представление о труде взрослых, о различных профессиях. Они классифицируют карточки с изображением людей различных профессий, выполняют простейшие элементы профессиональной деятельности (стирают белье, забивают гвозди, рисуют, моделируют, сортируют овощи-фрукты, взвешивают, считают деньги, работают с компьютером, танцуют, декламируют, готовят пищу, сервируют стол, изготавливают украшения, выращивают цветы, ухажива-ют за животными и пр.).

    В процессе работы с "космическими" материалами ребенок учится определять время (знает времена года, названия месяцев, дни недели, час, полчаса, четверть часа, минуту; запоминает свое имя, фамилию, день своего рождения). Ребенок использует измерительные приборы: часы, линейку, метр, термометр, календарь, весы. Он различает живое-неживое, земные элементы (земля, вода, воздух, огонь); классифицирует, например: человек, растения, животные; овощи-фрукты, цветы-деревья-кустарники, рыбы-птицы-звери; знает основное строение растений, названия частей тела человека, животных; различает сушу-море, остров, полуостров, перешеек, залив; знает названия континентов, некоторых стран и страны, города, где он живет, может показать их на карте; называет свой адрес, номер телефона; он объясняет смену дня и ночи, времен года; называет планеты и созвездия.

    Примеры:
    • Материалы для формирования представлений ребенка о течении времени
    • Материалы для формирования представлений ребенка о четырех земных стихиях
    • Биологические материалы: биологический комод
    • Географические материалы: глобус «Земля-вода», глобус «Континенты», различные карты с вкладышами, географические карточки
    • Мельница и сита: дети узнают, как мелют зерно, просеивают муку и пекут хлеб.
    • Коробка с двумя дырками для рук, внутри которой шишка, камешек, сухой грибок, раковина, деревяшка, колосок, орех и пр.
















    ВОСПИТАНИЕ СВОБОДОМЫСЛИЯ, СОВЕСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ 

    М.Монтессори пишет: "Если физический уход дает ребенку счастливое ощущение здорового тела, то заботы об умственном и моральном состоянии ребенка открывают ему путь к высшим радостям духовного мира, ведут к беспрерывным сюрпризам и чудесным открытиям не только во внешней среде, но и в глубочайших тайниках его собственной души".

    В Монтессори-школе ребенок получает воспитание свободой. Здесь он имеет право на все, что касается его самостоятельной деятельности в человеческом сообществе, кроме действий разрушающих или угнетающих свободу других. И если самостоятельность есть основа человеческого достоинства ("Я не прошу услуг, потому что не чувствую себя бессильным"), то именно свобода и самостоятельность рождают внутреннюю дисциплину в ребенке, его социальную ответственность перед другими детьми и взрослыми.

    Нет специальных рецептов, не изобретено дидактических материалов для воспитания нравственности. В Монтессори-школе не читают специальные нравственные проповеди, не устраиваются и разборки поведения детей. Взрослые и дети живут здесь в атмосфере добра, любви, веры и взаимопомощи. Даже самые маленькие доводят начатое дело до конца, не мешают работать другим, не разрушают чужой труд, выполняют договоренности, учатся терпению и опекают того, кто пока слабее. Все это достигается не только условием разновозрастности группы детей и свободой их передвижения в пространстве школы, но и общими для всех правилами жизни в сообществе, которые постепенно становятся нравственным стержнем ребенка, его совестью. "Быть может, - пишет М.Монтессори, - путем освобождения мысли и совести мы идем навстречу великому торжеству веры... Поистине, наша общественная жизнь слишком часто только помрачает и губит жизнь, заложенную в нас. Наш метод стремится уберечь этот духовный огонь в человеке, сохранить его истинную природу среди всех унижающих и подавляющих ее оков общественной жизни".

    Источник: М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. -М.:Издат. дом "Карапуз", 2000. - 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков


    Подробное описание базовых Монтессори-материалов
    Работа с Монтессори-материалами по Carrots are orange
    Работа с Монтессори-материалами по How We Montessori __________________________________________________________________________
    Присоединяйтесь к моей группе Вконтакте

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий