Поиск по этому блогу

18 апреля 2015

Как родителям в Дании удается воспитать самых счастливых детей в мире


Еще больше, чем о блестящей карьере врача, ученого или архитектора, родители мечтают о счастье для своих детей. Что сделать, чтобы из года в год видеть улыбку от уха до уха на лице ребенка (или просто счастливую искорку в глазах), и когда он маленький, и потом, когда станет взрослым? Хотите – верьте, хотите – нет, но в мире действительно есть островок счастья – это страна жизнерадостных и гармоничных людей. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Дания почти сорок лет была и остается домом «самых счастливых людей на планете».

 

В чем их секрет? За ответом на этот вопрос мы решили обратиться к американке Джессике Александер (Jessica Alexander), соавтору книги «Датская методика воспитания: как воспитать самых счастливых детей в мире». Это совместная работа с датским психотерапевтом Ибен Сандал (Iben Sandahl). Александер согласилась рассказать, в чем собственно заключается датский метод воспитания и как в этой культуре формируются характеры «жизнерадостных и уравновешенных» детей – другими словами, те качества, которые мы хотели бы видеть в себе и своих детях





- Как вы могли бы описать датский подход к воспитанию детей?

- Родители в Дании стремятся развить в детях умение проявлять эмпатию и уважать других людей. Их успех - в настоящей командной работе. Они не ставят перед собой цель воспитать вундеркинда. Датчане, прежде всего, хотят, чтобы у этого маленького человека было развито чувство собственного достоинства (прочная основа того, кем он являются по отношению к другим), а не самоуверенности (внешнего выражения того, что он может сделать, каким может казаться, или чем обладает в отличие от других). Это здоровая основа, которая прочно связана с умением поставить себя на место другого, именно она – залог счастья и благополучия на многие годы вперед.

 - Почему Вы решили написать эту книгу?

- Я замужем за датчанином уже 14 лет и не перестаю восхищаться воспитанностью, спокойным и заботливым нравом датских детей. Это ощущение возникло еще до того, как у меня появились собственные дети. А с рождением детей я поняла, что мне куда ближе интуитивный совет датчан, а не те советы из книг/интернета/от друзей и родственников, которые я получала. Однажды я наблюдала такую сцену: муж поправил слова дочери, которая почему-то испугалась и что-то такое произнесла. В тот момент я поняла, что на самом деле существует особенный датский подход к воспитанию. Их стиль сильно отличается от нашего, американского, и я была уверена, что отчасти поэтому на протяжении стольких лет они удерживают титул самых счастливых людей на земле. Я отправилась к датскому психологу, и вместе мы начали наше исследование, которое легло в основу «Датской методики» - все это стоило больших трудов и усилий.

 - А как бы Вы описали основные различия между датским и американским подходом к воспитанию?

 «Датчане не занимаются чрезмерным программированием жизни ребенка. Игра считается одним из самых главных дел ребенка (в процессе которого он учится), даже в старших классах. Большое внимание уделяется зоне ближайшего развития *, то есть они относятся с осторожностью к тому этапу, на котором ребенок на данный момент находится в процессе обучения, и стремятся помочь, но только так, чтобы эта помощь не отняла у него радости от занятий и интереса к самостоятельному приобретению знаний. В процессе такого типа обучения – учитывающего зону ближайшего развития – лучше закладываются такие качества, как уверенность в себе и устойчивость психики. Американцы привыкли к установке, что, если ребенок не показывает результатов, которые можно измерить, он, вероятно, недостаточно хорошо занимается. Но, как сказал Фред Роджерс, «игра для ребенка – это серьезный процесс обучения».

«Еще одно отличие: датчане много времени уделяют обучению эмпатии в учебных заведениях, начиная с дошкольного возраста. Это так же важно, как преподавание математики и родного языка. Они не уходят от реальности. Не все в жизни должно иметь счастливый конец. Многие сказки Ганса Христиана Андерсена (одного из самых известных датчан) на самом деле мрачные и грустные. Но у нас, в Америке, они были изменены, чтобы лучше соответствовать культурным парадигмам. В оригинале, например, Русалочка в конце сказки не выходит замуж за принца. Она умирает от печали и становится морской пеной. Чтение книг, в которых рассказывается о сложных вещах, помогает родителям пройти вместе с детьми многие эмоциональные переживания. Было доказано, что это помогает лучшему развитию умения проявлять эмпатию у детей. Мне кажется, что в США мы иногда стараемся больше оградить ребенка от тяжелых переживаний, если это возможно. А датчане наоборот – воспитывают на них детей. Я была в шоке от некоторых книг, которые муж читал дочери, но я знаю, что для нее это хорошо и ей нравится!»

 «А еще в Дании с 1984 года запрещены телесные наказания для детей. Датчане используют дипломатических подход и избегают крайних мер. В итоге в их культуре очень мало агрессии. Они фокусируются на решении проблем, а не на дисциплинарных мерах. Кроме того, у них есть «hygge» - одна из высших и наиболее важных ценностей, принятая в виде культурной нормы. Это такое «уютное» время, когда они сосредоточены на «мы», а не на «я».

 -Что стоит читателям взять на вооружение из книги «Датская методика»?

 Есть кое-что, что нам действительно хотелось бы передать читателям: важно спрашивать себя, так ли безоговорочны те вещи, которые у нас в Америке стали частью общепринятого уклада, «установками по определению». Чрезвычайно сложно увидеть, как наша культура формирует ценности, и то, как мы живем, и даже то, как мы воспитываем детей (или этнотеории воспитания). Эти поведенческие установки настолько укрепились в нас, что мы крайне редко задаемся вопросом – а ведь может быть есть другой способ, который окажется лучше? Мы просто принимаем как должное, что именно так правильно. И, если люди по-настоящему задумаются об этом и попробуют использовать хотя бы один из советов «Датской методики» - например, hygge – мы убеждены, что это поможет сделать будущее поколение счастливее. Звучит как какой-то возвышенный идеал. Но я американка и собственными глазами видела «Датскую методику» в действие: она может обладать огромной силой.

*Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Британи Поултон (Brittany Poulton) для Mothermag 

Перевод: Taja_mi 

Иллюстрация из Drawing the Motmot __________________________________________________________________________
Присоединяйтесь к моей группе Вконтакте

Комментариев нет:

Отправить комментарий